Требования к выходным данным сетевых изданий с 01.01.2018

В абзаце 15 статьи 2 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) определяется термин «сетевое издание». Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ.
Правовое определение понятия «сайт в сети «Интернет» содержится в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Для признания информационного сайта сетевым изданием необходима его регистрация в качестве средства массовой информации в порядке, предусмотренном статьями 8 - 11 Закона о СМИ. В частности, статьёй 8 Закона о СМИ установлено, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с указанным Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 239-ФЗ с 1 января 2018 года введена в действие часть 6 статьи 27 Закона о СМИ, в соответствии с которой сетевое издание должно содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;
5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В абзаце 2 статьи 2 Закона о СМИ постоянство наименования (названия) закреплено в качестве обязательного критерия именно для индивидуализации зарегистрированного средства массовой информации, для реализации прав и несения обязанностей.
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.
При этом пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что орган местного самоуправления в Российской Федерации может быть только учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации. Следовательно, органы местного самоуправления в Российской Федерации не могут выступать в качестве учредителей сетевого издания.
Понятие «главный редактор» изложено в пункте 9 статьи 2 Закона о СМИ, в соответствие с которой это лицо, под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Согласно положениям статьи 26 Закона о СМИ распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (эфир).
Согласно части 5 статьи 19 Закона о СМИ главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Что касается фамилии, инициалов главного редактора, а также адреса электронной почты и номера телефона редакции, то частью 2 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, установлено, что информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) устанавливает не только требования к информационной продукции, но и к ее маркировке. Знак информационной продукции обращения на рынке применяется только в отношении той продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям классификации информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ. Под знаком понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, проводимой по следующим категориям информационной продукции:
- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
- информационная продукция, запрещенная для детей.
Знаком маркируется продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия требованиям указанной классификации.

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ. (ст.  2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ)).
Правовое определение понятия «сайт в сети «Интернет» содержится в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ). Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Для признания информационного сайта сетевым изданием необходима его регистрация в качестве средства массовой информации в порядке, предусмотренном статьями 8 - 11 Закона о СМИ. В частности, статьёй 8 Закона о СМИ установлено, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с указанным Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 239-ФЗ с 1 января 2018 года введена в действие часть 6 статьи 27 Закона о СМИ, в соответствии с которой сетевое издание должно содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;
5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В абзаце 2 статьи 2 Закона о СМИ постоянство наименования (названия) закреплено в качестве обязательного критерия именно для индивидуализации зарегистрированного средства массовой информации, для реализации прав и несения обязанностей.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.
При этом пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что орган местного самоуправления в Российской Федерации может быть только учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации. Следовательно, органы местного самоуправления в Российской Федерации не могут выступать в качестве учредителей сетевого издания.
Понятие «главный редактор» изложено в пункте 9 статьи 2 Закона о СМИ, в соответствие с которой это лицо, под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Согласно положениям статьи 26 Закона о СМИ распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (эфир).
Согласно части 5 статьи 19 Закона о СМИ главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Что касается фамилии, инициалов главного редактора, а также адреса электронной почты и номера телефона редакции, то частью 2 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, установлено, что информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) устанавливает не только требования к информационной продукции, но и к ее маркировке. Знак информационной продукции обращения на рынке применяется только в отношении той продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям классификации информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ. Под знаком понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, проводимой по следующим категориям информационной продукции:
- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
- информационная продукция, запрещенная для детей.
Знаком маркируется продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия требованиям указанной классификации.

Время публикации: 05.01.2018 19:15
Последнее изменение: 05.01.2018 19:19